Работа по психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Оказание воспитанникам психолого-педагогической, социальной, медицинской помощи

1.Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников

Цель ГУ РК «Детский дом №1»: развитие образовательной среды детского дома, ориентированной на личностный рост ребёнка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.

Задачи:

  • Развитие воспитывающей среды детского дома, способствующей повышению учебной мотивации, результатов успеваемости, качества знаний воспитанников.
  • Организация индивидуальной работы с воспитанниками в соответствии с результатами комплексной диагностики уровня личностного и социального развития.
  • Обеспечение общекультурного личностного, познавательного развития воспитанника, формирование у него способности проектировать перспективы своего развития;
  • Активизация деятельности по социализации, профориентационному самоопределению, формированию целесообразного, здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
  • Активизация методической работы по повышению профессионального уровня педагогов.
  • Цель педагога - психолога: создание оптимальных условий для психологического роста и личностного развития обучающихся, сохранения и укрепление их психологического здоровья с учетом основных возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Задачи педагога - психолога:
  • Содействовать созданию условий для психолого-педагогического сопровождения детей на всех возрастных этапах, для их успешного развития, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития; 
  • Оказать помощь  педагогическим работникам в гармонизации социально-психологического климата внутри коллектива детей.
  • Организовать психологическое просвещение педагогических работников, в вопросах индивидуализации и дифференциации воспитательной деятельности, повышать психологическую компетентность педагогов.
  • Способствовать эффективному социальному взаимодействию всех участников образовательного процесса без ущемления прав и свобод личности.
  • Организовать психологическое сопровождение и психопрофилактику детей и педагогических работников.
  • Разработать информационно-методические материалы  и коррекционно-развивающие программы.
  • Способствовать выявлению детей, имеющих особые образовательные потребности, и обеспечению их необходимым психолого-педагогическим сопровождением в вопросах воспитания, развития и социализации.
  • Помощь воспитателям в организации индивидуальной работы с воспитанниками в соответствии с результатами комплексной диагностики уровня личностного и социального развития.

Реализация программ

Дополнительные общеразвивающие программы психолого-педагогического сопровождения:
- Пылаева М.Н., Ахутина Т.В.«Школа внимания»
- Майорова Н.П., Чепурных Т.И. «Жизненноважные навыки»
- Галанов В.П. «Развитие воображения и творческого мышления»
- Программа коррекции и реабилитации «Путешествие по морю эмоций»
-Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников
- Программа повышения уровня взаимоотношений между детьми в группе
- Гилева Т.А., Шихова Т.Ю. Программа адаптации школьников к 
среднему звену «Тайны островов внутренних сил»
- Галанов В.П. Программа для младших школьников «Развитие 
воображения и творческого мышления»
- Программа по профилактике девиантных форм поведения воспитанников
 «группы риска» в условиях детского дома
- Программа социализации воспитанников «Учусь жить самостоятельно»
- Тренинг по профориентации подростков среднего звена

Психолого-медико-педагогический консилиум 

Цель: выработка коллективного решения о содержании коррекционно-развивающей работы и способах  психолого-педагогического и медико-социального влияния на воспитанников.

Задачи:

  1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении воспитанников, обобщение причин отклонений в психическом, физическом и социальном здоровье. 
  2. Практическое решение проблемы предупреждения дезадаптации воспитанников.
  3. Разработка плана совместных психолого-педагогических  и медико-социальных мероприятий в целях коррекции образовательного процесса и индивидуально-личностных особенностей воспитанников.
  4. Организация консультирования в решении сложных, конфликтных ситуаций.
Профессиональное просвещение воспитанников

Профориентационная работа сочетается с социализацией, с подготовкой воспитанников жить и воспитываться в семье и представляет собой систему, нацеленную на расширение информированности детей о востребованных профессиях, воспитание позитивного отношения к труду.
Цели и задачи: 
  1. Формирование у воспитанников мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий. 
  2. Повышение информированности воспитанников об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров на предприятиях. 
  3. Формирование умения у подростков проектировать свои жизненные и профессиональные планы, идеалы будущей профессии и возможные модели достижения высокой квалификации в профессии. 
  4. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий.
  5. Развитие у детей положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии. 

Реализация программ:

Социально-педагогическая направленность
- программа «Воспитание и социализация воспитанников»
- Авторская программа Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова «Самосовершенствование личности»
- Сделай себя сам (5 кл.)
- Научи себя учиться (6, 7 кл.)
- Утверждай себя (8,9 кл.)
- «Школа социального успеха»
- «Шаг за шагом» (7-8 лет)
- «Ступени социализации» (9-10 лет)
- «Правила общения и поведения» (11 лет)
- «Мой путь саморазвития» (12-13 лет)
- «Азбука социализации» (14-15, 15-18 лет)
- «Ступени мудрости»
- «Академия семейной жизни»
- «Я и моя будущая профессия»
-  «Семья – Куратор – Я»
-  «Стимул»

2. Социальная помощь воспитанникам 
Задачи:
  1. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками детского дома по предупреждению и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации;
  2. Активизация разъяснительной работы среди воспитанников по вопросам правопорядка;
  3. Активизация работы по формированию умений и навыков, необходимых для  жизненного становления и обеспечения социально-психологической готовности детей к самостоятельной жизни;
  4. Улучшение работы в подборе профессиограмм и индивидуальном выборе профессионального учебного заведения для воспитанника;
  5. Обеспечение социальной защиты прав воспитанников;
  6. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни воспитанников и формированию у них негативного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств.
Защита прав и интересов воспитанников

Основные направления деятельности:

  1. Защита жилищных прав
  2. Защита имущественных прав
  3. Оформление социальных пенсий
  4. Контроль за выплатой алиментов
  5. Контроль за получением пособий
  6. Связь с социальными службами
  7. Работа с паспортно-визовой службой
3. Медицинское сопровождение.  Здоровьесбережение  и психическое  развитие  воспитанников
 
Направления деятельности:
1. Пропаганда здорового образа жизни.   Здоровьесберегающая деятельность включает следующие направления:
• Формирование нравственного здоровья:
 Реализация программ по направлениям:
- духовно – нравственного воспитания;
- эстетического воспитания.
• Формирование психического здоровья:
- создание благоприятного психического климата в семье;
- коррекционно – развивающая: реализация программ учителем – логопедом, педагогом – психологом. Психологический климат улучшается, агрессивных ситуаций становится меньше.
• Формирование физического здоровья:
Реализация программ физкультурно-спортивной направленности:
- занятия по комплексной программе физического развития «В здоровом теле – здоровый дух» 
 
2. Комплексное сопровождение здоровьесберегающей деятельности (квалифицированный медицинский персонал,  педагоги, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, руководители физвоспитания, студенты СЛИ, волонтёры, попечители):
- организация деятельности по предупреждению несчастных случаев и травматизма
- месячник «Основы безопасности жизнедеятельности» - сентябрь
- месячник «Здоровья и спорта»- апрель
3. Диспансеризация
 

Мониторинг медицинского сопровождения здоровья детей

Группы здоровья воспитанников

Группы здоровья 2018-2019 2019-2020 2020-2021
I 1 (1,75%) 1 (1,61%) 1(1,69%)
II 39 (68,4%) 42 (67,74%) 41(69,49%)
III 14 (24,6%) 18 (29%) 15(25,42%)
IV 1 (1,75%) 1 (1,61%) 2(3,39)
V 0 0 0
всего детей 57 62 59

Индекс здоровья воспитанников 2018-2020

  Общее количество воспитанников Количество воспитанников,
не болевших в течение года
Индекс здоровья
 
  2018-2019 2019-2020 2020-2021 2018-2019 2019-2020 2020-2021 2018-2019 2019-2020 2020-2021
дошкольники 7 4 3 3 4 2 0,42 1 0,67
начальное звено 13 14 11 9 4 11 0,69 0,28 1
среднее звено 27 33 35 12 20 28 0,44 0,6 0,8
старшее звено 10 11 10 3 6 5 0,3 0,54 0,5
в целом по ОУ 57 62 59 27 34 46 0,47 0,54 0,78

Физическое развитие воспитанников 2019-2021

Физическое развитие Основная группа Подготови-тельная группа Специальная группа Освобож-дение Кол-во детей
2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021 2019 2020 2021
Кол-во.детей 56 59 55 0 2 3 0 0 0 1 1 1 57 62 59

Основные задачи логопедической работы: Установочная цель логопедической работы: Оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных качеств личности. Преодоление трудностей, обусловленных речевым недоразвитием, в общении и обучении.

Цель работы: Коррекция нарушений устной и письменной речи, их преодоление и предупреждение путём специального коррекционно-логопедического обучения и воспитания детей.

Задачи:

  1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) детей
  2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей
  3. Консультирование педагогов  по вопросам профилактики и коррекции речевых нарушений.