Устройство детей в семьи

Направления работы ГУ РК «Детский дом №1» г. Сыктывкара:

1. Переориентация родителей по возвращению детей в биологическую семью. 

В целях оказания поддержки и помощи родителям наших детей, которые желают и имеют возможность восстановить свои родительские права, социальным педагогом был разработан проект «Переориентация родителей по возвращению детей в биологическую семью».  Данный проект был в апреле 2013 г. был представлен  и получил высокую оценку на XI  Международной ярмарке социально-педагогических инноваций, г. Ростов Ярославской области и опубликован во Всероссийском журнале для работников образования «Метод-сборник». Проект предусматривает информационную работу с родителями, посещение семей, оказание правовой помощи. Данный проект позволит увеличить число родителей, восстановленных в родительских правах и количество детей, возвращенных в кровную семью, избежать повторного лишения родителей родительских прав, ибо вторичное сиротство приводит к не менее тяжким последствиям, чем сиротство первичное.

Цель проекта – организация помощи родителям, которые желают и имеют возможность восстановить свои родительские права.

Задачи проекта:

·         Создание банка данных родителей, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах, желающих и имеющих возможность восстановить родительские права;

·         Определение характера помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских прав;

·         Осуществление педагогической, психологической и юридической помощи родителям, лишенным и ограниченным в родительских правах;

·         Восстановление детско-родительских отношений;

·         Создание банка данных детей, которые желают вернуться в биологическую семью (с 10-летнего возраста).

Целевая группа – родители, лишенные родительских прав и ограниченные в родительских правах.   

Участники реализации проекта:  Администрация,социальные педагоги, психолог, воспитатели, медицинские работники.

1.Организационная часть реализации проекта.

Проект реализуется следующими этапами:

1.     Формирование банка данных родителей, лишённых родительских прав и ограниченных в родительских правах, которые имеют потенциал для восстановления в родительских правах.

2.     Формирование банка данных детей, желающих вернуться в биологическую семью.

3.     Организационная работа с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах. 

     Банк данных родителей, лишённых родительских прав и ограниченных в родительских правах, которые имеют потенциал для восстановления в родительских правах, формируется социальным педагогом детского дома. Беседуют с родителями не только социальные педагоги, но также воспитатели, психолог. Выход в семью осуществляется с целью проверки сохранности жилья, но в результате проверяется и жилье, и жилищно-бытовые условия родителей. После посещений делаем выводы, с кем из родителей работать по вопросу возвращения детей в семью, с кем повременить. В рамках проекта в ходе контрольного обследования жилья воспитанников с родителями, которые имеют потенциал для восстановления в родительских правах, проводится беседа на предмет возвращения детей в биологическую семью. С родителями проводятся анкетирование и индивидуальные беседы, дается юридическая консультация по подготовке документов для обращения в суд. Анкетирование включает следующие вопросы: причины лишения родительских прав (родители должны оценить ту ситуацию, в которой они оказались, ту ситуацию, которую они создали своим детям и это поможет им начать работу над собой), учёба и занятость детей (родители должны взвесить свои возможности).

      Банк данных детей, желающих вернуться в биологическую семью, формируется в результате диагностики детей, которая проводится с целью выяснения сохранности детско-родительских отношений, желания их восстановить. Работу с детьми проводит в основном психолог.

     Банк данных родителей и детей обсуждается на заседании Административного совета детского дома. По итогам работы выявляются семьи, где есть ресурс. С данной семьей проводится работа.

    В ходе организационной работы с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах, специалисты детского дома вместе с родителями определяют план дальнейших действий и собственные ресурсы семьи, побуждают их к поиску путей на изменение ситуации к лучшему. Далее специалисты приступают к последовательному контролю над реализацией намеченного плана вывода конкретной семьи из создавшейся ситуации.

Документы:

План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Показателями эффективности реабилитационной работы с семьёй на этом этапе являются:

Для родителей, ограниченных в родительских правах: 

  •          Избежание лишения родительских прав;
  •          Восстановление детско-родительских отношений;
  •          Обращение в суд с заявлением об отмене ограничения в родительских правах;
  •          Возвращение ребёнка в семью.

Для родителей, лишённых родительских прав:

  •          Восстановление детско-родительских отношений;
  •          Подготовка документов и обращение в суд с заявлением о восстановлении в родительских правах;
  •          Возвращение ребёнка в семью.

Критерии оценки эффективности проекта (самооценка работы)

Наименование критерия эффективности Оценочный фактор Количественный показатель
1. Количество родителей, изъявивших желание участвовать в анкетировании Участие в анкетировании.
Приняли участие 12 %
Хорошо – до 10 %
Удовлетворительно - до 5%
2. Количество детей, изъявивших желание вернуться в биологическую семью Количество детей, у которых сохранены детско-родительские отношения Хорошо – до 20%
Удовлетворительно - до 10%
3. Изменение социально-экономического положения семьи уменьшилось (или прекратилось) употребление алкоголя;
уровень ее жизни  доведен до средних показателей (родители ведут нормальный образ жизни, устроились на работу);
улучшились бытовые условия: стало чище в квартире, сделан ремонт, есть место для сна и занятий ребенку;
отсутствует или погашается долг по оплате ЖКУ;
отсутствует или погашается долг по алиментам.
Хорошо – свыше 5%
Удовлетворительно – до 5%
4. Налаживание детско-родительских отношений Регулярное посещение детей, налаживание отношений Хорошо – 10-15%
Удовлетворительно – до 5%
5. Количество родителей, изъявивших желание вернуть детей в семью Количество исковых заявлений в суд Хорошо – 5%
Удовлетворительно – до 5%
6. Возвращение ребенка в семью Количество детей, переданных на воспитание родителям Хорошо – 5%
Удовлетворительно – до 5%

2. Работа с родственниками по сохранению родственных отношений – это поиск родственников, встреча с администрацией детского дома, настрой их на оформление заключений органов опеки забирать детей (внуков, племянников, сестёр, братьев) на выходные, праздничные и каникулярные дни.

3. Работа с кандидатами в замещающую семью.

Кандидаты в опекуны (попечители), приёмные родители,  приходят в детский дом с направлением из органов опеки и попечительства на знакомство с ребёнком.  Работа строится в соответствии с локальным актом – Положением о знакомстве с кандидатами в замещающую семью. Первая фаза – знакомство с кандидатом и встреча, где присутствуют  директор, психолог, социальный педагог  и даётся  достоверная и реальная информация о ребёнке (о родителях, о причинах, по которым ребёнок остался без попечения родителей, медицинские показания). С кандидатами обсуждаются проблемы ребёнка, трудности, с которыми им придётся столкнуться. Будущие родители должны при этом трезво оценить свои силы и решить, надо ли двигаться дальше. Вторая фаза – встреча с ребёнком, который уже подготовлен психологом и воспитателем.

4. Акция «Приглашаю в гости…» - Следующее направление в деятельности коллектива по устройству детей в семьи.

С 2007 г. в соответствии с Уставом, Положением о Попечительском совете реализуется  Проект  «Приглашаю в гости…», когда все воспитанники на Новый год приглашаются в семьи. Результатом действия этого проекта является возможность обрести друзей, разнообразить круг общения, иметь семью, где тебя рады видеть и даже сопровождать по жизни. Зачастую такие отношения перерастают в наставничество и играют важную роль в постинтернатном сопровождении. Ежегодно на заседании Попечительского совета в августе месяце закрепляется индивидуальное шефство членов Попечительского совета над выпускниками.  

Устройство детей в семьи 

Показатели устройства детей в семьи граждан

Устроено 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

2019 (6 мес.)

Под опеку 2 1 2 1 3 9 6 2 16 1
В биол. семью 4 1 4 4 4 2 6 2 4 3
Межд. усыновление 0 6 1 0 2 1 0 0 0 0
Приёмная семья 0 1 3 1 0 2 3 4 1 0
Усыновление 0 0 0 0 0 0 2 0 0 0
Итого устроено 6 9 10 6 9 14 17 8 21 4

 Устройство по Акции «Приглашаю в гости…»

Год Количество семей, участвующих в Акции Количество воспитанников, участвующих в Акции Количество воспитанников, оформленных под опеку участниками Акции
2011 15 18
2012 19 21
2013 20 20
2014 20 28
2015 26 34
2016 28 39
2017 15 24 5
2018 16 20 2